Гештальт, Одесса, 2024 Специализация по экзистенциальному психологическому консультированию 2024 Телесно-ориентированная терапия, Онлайн 2024 Игра онлайн Богиня в каждой женщине
view counter

Инновационное мнение о природе страха

Первое чувство, с которым каждый человек приходит в этот мир – это чувство ужаса. Ведь еще совсем непонятно: а есть ли жизнь после рождения? Да и мыслимо ли выживание в этой агрессивной среде после столь длительного и приятного пребывания в безопасной и беззаботной обстановке, называемой «материнской утробой»? Где не приходится прикладывать ни малейших усилий для выживания. Где питательные, выделительные и все другие процессы движутся сами собой, по заведенному кем-то порядку. 

Обстоятельства так обычны:
Распрямишься и, распрямившись,
Ощущаешь мышцы, а в мышцах –
Кровь, и в каждой кровинке – страх.
/Борис Херсонский/

Чувство ужаса перед небытием побудило каждого из нас впервые в жизни взять ответственность за собственную жизнь на свои еще чрезвычайно хрупкие плечи. Первый вдох, первый крик, первый глоток живительной влаги под названием «материнское молоко», первое мочеиспускание и первая дефекация – все это сопровождается у младенца чувством ужаса, так как непонятно: к чему все это? К жизни или к смерти?

Природа страха

Осознание чувства страха способствует физической мобилизации любого живого организма. Наш далекий предок смог выжить только потому, что на любую неблагоприятную ситуацию (например, внезапное приближение дикого зверя или возникший пожар) его организм реагировал выбросом адреналина в кровь, учащенным сердцебиением и повышением кровяного давления. Такая мобилизация организма позволяла далекому предку стремительно реагировать: вступать ли ему в схватку или бежать из опасной для него зоны.

В нашей жизни чувства ужаса, паники, страха или тревоги не всегда связаны с реальной угрозой жизни. Однако в любой неблагоприятной ситуации организм современного человека реагирует точно так же, как и сто тысяч лет тому назад.

Вот только плата у нас другая. Много чаще чувством страха мы платим не за реальную физическую угрозу жизни, как это было у наших очень далеких предков, но за угрозу нашему социальному статусу или за угрозу нашему представлению о себе. Мы имеем жгучее желание, чтобы нас окружало множество приятных нам людей, но сами не способны быть с ними.

«Страусиная» позиция

Страх – чувство неприятное и сложно переносимое, от него хочется поскорее избавиться. Почему же многие люди, испытывая страх чего-либо, живут с этим чувством довольно длительное время и не предпринимают активных попыток что-либо с «этим» сделать?

Есть как минимум две причины.

  • Во-первых, это страх страха, при котором психическая энергия тратится на то, чтобы не допустить проникновение имеющегося бессознательного страха в сознание. Этакая анестезия перед страхом, которая проявляется в бравирующих высказываниях по типу: «А чего мне, собственно, бояться?»
  • Во-вторых, чувство страха обслуживает потребность в безопасности, но безопасность обеспечивается не за счет риска двигаться навстречу другому человеку с целью прояснения отношений, а за счет рационализации, что вполне можно и без этого человека обойтись, что эти отношения не очень-то и нужны.

 Если, воспитывая ребенка, обращаются не к его осуждаемому социумом поведению, но к его личности (то есть не говорят ребенку, что он неправильно сделал, но осуждают и обзывают его), то, вырастая, такой человек боится вступать в отношения с другими людьми из-за страха осуждения.

Таким образом, человек с детства привыкает думать, что он не такой, как все, что он неправильный. Срабатывает механизм психологической защиты, и его страх, не осознаваясь, вытесняется в подсознание. Вырастая, такой человек не доверяет себе, следовательно, он не может доверять и другим. Он не умеет устанавливать долговременные доверительные отношения.

Человек стремится изолироваться от близости с другими людьми или рассчитать, спланировать любой коммуникативный акт. Этим он очень сковывает свою природную и социальную активность, стремление к лидерству и эмоциональную устойчивость. При малейшей угрозе его статус-кво впадает в анабиоз.

Последователи Дон Кихота

В обыденном сознании давно и прочно устоялся миф о том, что со страхами надо бороться, страхи надо преодолевать. И вот, – для практического обслуживания тех, кто в эти мифы верит, – работают различные учреждения, где предлагается прыгнуть с большой высоты и даже быть погребенным на некоторое время в настоящей могиле.

На самом деле борьба со страхом равносильна борьбе с ветряными мельницами. Такая борьба полезна тем, кому недостает в жизни стрессовых ситуаций, так как повышение адреналина в крови приносит острые ощущения и новый вкус жизни. Но к реальным страхам она отношения не имеет.

Страх смерти. Страх паралича. Страх болезни. Страх физического или сексуального насилия… При пристальном, глубинном исследовании подобных страхов и тревог совре-менного человека обнаруживается, что в их фундаменте лежат нарушения контактов с другими людьми. Страхи, связанные с человеческими отношениями, бессмысленно «лечить» прыжками с высоты или перебарывать с помощью силы воли.

Как обратить страх на пользу себе?

  • Для начала – усвоить, что страх, не связанный с реальной физической угрозой жизни, имеет социальную природу и лечится там же – в социуме. Следует понять, что тревожность – это не смертельный диагноз, а всего лишь личностная черта, приносящая изолированность и щемящее чувство одиночества.
  • Далее необходимо осознать и принять тот факт, что в базисе социальных страхов лежит незавершенная задача личностного развития, связанная с неумением устанавливать и сохранять долговременные, эмоционально устойчивые отношения. Поэтому и решать проблему страхов надо посредством приближения к другому человеку.
  • Решать, постепенно обучаясь строить отношения привязанности. Учиться принимать и проявлять чувства симпатии и эмпатии. Формировать взаимоотношения любви и близости.

Пожалуй, самое сложное в решении этой задачи личностного развития – сделать первый шаг. Обнаруживая свое присутствие перед другими, мы рискуем быть не понятыми и не принятыми ими, мы рискуем подвергнуться осуждению или осмеянию. Научиться доверять себе и другим мы можем только в доверительных отношениях.

В жизни каждого из нас есть опыт принятия ответственности за свою жизнь. Это опыт первого в жизни самостоятельного вдоха. Каждый из нас в ответе за разрешение своих страхов, за их проработку и переосмысление. В ответе за новую, творческую адаптацию к жизни, предусматривающую любопытство и смелость – необходимые условия исследования, принятия и прощения себя за свои страхи.

Мы можем быть согреты близостью с другими людьми, если будем открыты новому опыту и новым переживаниям, познавая себя и других в контексте развития привязанности. 

Автор: 
Рублёва Лидия

Лидия Рублёва – практикующий психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер НАГТУ (Национальная Ассоциация Гештальт-Терапевтов Украины). Индивидуальные консультации – с 1998 г. Ведение групп - с 1999 г. Психотерапевтическая практика с 2000 г. Работает индивидуально, с группами и семьями. Специализируется на работе со сновидениями, психосоматическими заболеваниями и в области отношений. Руководитель психологического центра "Контакт"

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

чт, 12 Декабря, 2024 - 18:00
Одесса
Тибетские пульсации
1000 грн
чт, 12 Декабря, 2024 - 19:00
он-лайн
Мрії збуваються. Онлайн терапевтична група
ТАП (Творческая Ассоциация Психологов)
2100 грн
 600 грн
пт, 13 Декабря, 2024 - 17:30
Одесса
Системные Семейные Расстановки. Клиентская группа
4000 грн
пт, 13 Декабря, 2024 - 17:30
Одесса
Терапия расставания
1000 грн

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • You may use [block:module=delta] tags to display the contents of block delta for module module.

Подробнее о форматировании